Нарушение природоохранного законодательства.
Нарушение природоохранного законодательства
25 Декабря 2019 г.

Нарушение природоохранного законодательства

ГУИЦ ДЖКХиБ Экологическая безопасность

В соответствие с действующим законодательством ежегодно на сайте Генеральной прокуратуры РФ публикуется план проверок контролирующими органами на текущий год. Используя онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» можно узнать, предстоит ли в ближайшее время вашей организации пройти проверку.

Если природопользователь находит себя в списке проверок на текущий год, то не лишнем будет знать какие требования необходимо соблюдать и какие санкции могут быть применены, в случае обнаружения несоответствий законодательству.

Нарушения и санкции за них

За несоблюдение действующего природоохранного законодательства, как правило, наступает административная ответственность. В этом случае могут быть применены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельности.

КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.

Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.

В каких случаях возникает штраф

На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствует необходимая природоохранная документация;
  • лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
  • соответствующее обучение;
  • не ведутся журналы;
  • нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
  • предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
  • среду;
  • выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
  • почвы, водоемов;
  • и т. д.
Законодательно предусмотрены и другие меры воздействия на природопользователя, организация может понести экономические потери при оплате экологических платежей. Если фактическое количество образующихся отходов превышает полученные ранее лимиты, либо не соответствует поданной декларации, либо выявлен факт размещения отходов сверх отчетной документации, то в данном случае будет применено пятикратное увеличение платежа, а с 2020 года платеж будет увеличиваться в 25 раз. Придется оплачивать платежи в 25-ти кратном размере и в случае, если фактические выбросы либо сбросы загрязняющих веществ, превышают установленные ранее в КЭР или декларации.

Отчет для субъектов МСП

До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:

  • наименование всех образующихся отходов;
  • количество каждого отхода;
  • сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.

Данный документ формировался на основании ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП.

Однако с 1 января 2019 года вступили в силу ряд изменений в экологическое законодательство. Вследствие нововведений из ст. 18 ФЗ №89 от 24.06.1998 было убрано упоминание об отчетности для СМСП. Теперь необходимость предоставлять в уведомительном порядке отчет об образовании, использовании и размещении отходов, закреплено только за организациями эксплуатирующие объекты III категории.

Соответственно возник вопрос, должны ли организации, относящиеся к СМСП, подавать отчет МСП за 2019 год?

Росприродназор издал ряд разъяснительных писем, в связи со вступившими в силу изменениями в законодательстве, где разъяснил, что отчитываться за 2018 год необходимо по старым правилам, так как изменения вступили в силу с 1 января 2019 Соответственно и отчет МСП за 2018 год необходимо было подать, а за 2019 год будут отчитаться только те предприятия, которые эксплуатируют объекты III категории по соответствующей новой форме.

Следует отметить, что сроки предоставления документа зависят от региона, так на пример в Москве объекты регионального значения подают отчет до 1 марта, объекты федерального значения – до 15 января.

Штраф за отсутствие отчета

При выявлении факта не предоставления отчета МСП или предоставления позже установленного срока, на организацию может быть наложен штраф в соответствие со ст. 8.2 КоАП РФ. При наложении штрафа на должностное лицо, сумма штрафа составит от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридическое лицо – от 100 тыс. до 250 тыс. рублей, либо может быть вынесено решение о приостановки деятельности организации до 90 суток.

Не стоит забывать, что помимо ведения необходимой документации и внесения платежей, организация должна выполнять и другие природоохранные требования, если таковые к ней предъявляются. Так природопользователь несет ответственность в случае, если не была пройдена обязательная государственная экспертиза, либо осуществляемая деятельность не соответствует ГЭЭ, нарушения водоохранного режима, несанкционированных выбросов в атмосферный воздух, незаконной добыче полезных ископаемых, загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водоемов, несвоевременного прохождения процедуры постановки на учет объекта негативного воздействия.

Необходимо отметить, что может возникнуть и уголовная ответственность в соответствие УК РФ Глава 26 Экологические преступления, если в процессе деятельности организации не соблюдались правила:

  • охраны окружающей среды при производстве работ;
  • обращения экологически опасных веществ и отходов;
  • безопасности при обращении с микробиологическими либо другими
  • биологическими агентами или токсинами;
  • охраны и использования недр;
  • охраны рыбных запасов.

Помимо этого, уголовная ответственность может наступить при выявлении фактов незаконной охоты, уничтожения местообитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, загрязнения водных объектов, морской среды, атмосферы и порчу земель.

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Отсутствующая природоохранная документация, нарушения
Основание, статья КоАП
Размер штрафа, тыс.
руб.
Документ, подтверждающий проф. подготовку должностных лиц;
Проект СЗЗ;
Мониторинг точек СЗЗ.
Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
физ. лица – от 1 до 2;
должностные лица и
ИП – от 2 до 5;
юр. лица – от 20 до 100
Паспорта опасных отходов;
Журнал учета отходов;
ППК;
Отчет МСП;
Лицензия по обращению с опасными отходами.
Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-
эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
физ. лиц – от 1 до 2;
долж. лица – от 10 до
30, ИП – от 30 до 50
или АПД* до 90 суток;
юр. лица – от 100 до
250 или АПД* до 90 суток
ГЭЭ.
Ст. 8.4. ч. 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы
физ. лица – от 1,5 до 2;
долж. лица – от 5 до 10;
юр. лица – 50 до 100
Осуществление деятельности не соответствующие ГЭЭ.
Ст. 8.4 ч. 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила
положительное заключение государственной экологической экспертизы
физ. лица – от 2 до 2,5;
долж. лица – от 5 до 10;
юр. лица – 50 до 150
Справки о вывозе мусора;
Продление лимитов на размещение отходов;
Сокрытие информации о состоянии окружающей среды, об источниках
загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду.
Ст. 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной
экологической информации
физ. лица – от 0,5 до 1;
долж. лица и ИП – от 1
до 2;
юр. лица – от 10 до 20
НДС;
Разрешение на сброс;
2-ТП водхоз;
Декларация по составу и качеству сточных вод.
Ст. 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
физ. лица– от 5 до 1;
долж. лица – от 10 до
20
ИП – от 20 до 30 или
АПД* до 90 суток;
юр. лица – от 80 до 100
тысяч рублей или
АПД* до 90 суток.
Проект ПДВ;
Разрешение на выбросы;
2-ТП воздух.
Ст. 8.21. ч. 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
физ. лица – от 2 до 2,5;
долж. лица – от 40 до
50;
ИП – от 30 до 50 или
АПД* до 90 суток;
юр. лица – от 180 до
250 или АПД* до 90
суток.
Специальное разрешение на выброс.
Ст. 8.21. ч. 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
физ. лица – от 1,5 до 2;
долж. лица– от 10 до
20;
ИП – от 30 до 50; юр.
лица – от 80 до 100
Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Ст. 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за
негативное воздействие на окружающую среду
долж. лица – от 3 до 6;
юр. лица– от 50 до 100
Постановка на государственный учет
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
долж. лица – от 5 до 20;
долж. лица – от 30 до
100
КЭР
Ст. 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной
деятельности без комплексного экологического разрешения
долж. лица - от 4 до 10;
юр. лица - от 50 до 100
2- ТП Отходы.
Ст. 13.19. Непредоставление первичных статистических данных
долж. лица - от 10 до
20;
юр. лица - от 20 до 70
Повторное
правонарушение:
Долж. лица – от 30 до
50;
юр. лица – от 100 до
150
*АДП - административное приостановление деятельности
Оцените статью

Хорошие статьи по теме

Обращение с отходами 1-4 класса опасности Обучение экологической безопасности

Если Вы не нашли нужную программу или Вам нужна помощь специалиста, свяжитесь с нами

Полезные статьи: Основы обеспечения норм и правил соблюдения пожарной безопасности в офисе Обучение мерам пожарной безопасности Первичные меры пожарной безопасности Организация обучения пожарной безопасности Обучение и проверка знаний охраны труда Штрафы за отсутствие обучения по охране труда
Подпишитесь на нашу рассылку, чтоб быть первым в курсе всех новостей

Нажимая кнопку «Заказать звонок», Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.

Спасибо
что подписались!

Нажимая кнопку «Записаться», Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.

Колесо удачи


 
Имя
Телефон
Подарок
 

* - обязательные поля

Подарок!

Испытайте удачу!

Введите номер вашего телефона,
вращайте наш «Барабан удачи»
и получите подарок при покупке в нашем Учебном Центре!

Вращать можно только один раз.